Летом прошлого года с транспортером потихоньку начало твориться неладное.
Во-первых, при движении на 4 передаче откуда-то изнутри коробки иногда начало раздаваться эээ... не то чтобы грохот, скорее сильная низкочастотная вибрация, будто где-то на валу завелся жуткий дисбаланс и сейчас коробка развалится. Сначала это можно было предотвратить, подоткнув задний мост и тут же его выключив, потом для устранения этой вибрации приходилось ехать с включенным мостом даже по асфальту, а потом начало вибрировать даже и при включенном мосте.
Во-вторых начало течь масло откуда-то в районе бензонасоса. Менялись прокладки, проставки, все мазалось герметиком - но масло все текло, и все быстрее и быстрее.
Ну и в третьих, транспортер отказался сначала ехать в гору, затем вообще ехать долго: проедет некоторое расстояние и глохнет. Сначала я думал на подсос воздуха в топливную магистраль, заменил весь совковый бензошланг на прозрачный силиконовый. Не помогло. Потом думал на бензонасос, купил и поставил в магистраль электрический. Не помогло. Потом еще на кучу всего думал, но транспортер соглашался ехать на все меньшее и меньшее расстояние. При этом на холостых оборотах все было совершенно нормально!
Когда я снимал коробку в августе прошлого года для борьбы с выпадением полуоси, я также полностью поменял все детали из картера понижающей передачи вместе с самим картером для борьбы с развивающейся вибрацией, но после сборки оказалось что ничего не изменилось, и проблема по-прежнему на месте. Значит, виновата не коробка. Что же тогда?
Ну вот в таком вот состоянии "а че эт с ним???" в этом году и начался ремонт.
Со второй багой достаточно оказалось погазовать и при этом трогать промокашкой двигатель, дабы определить где мокнет - значит там и будет утечка. Коя и нашлась - на несколько сантиметров выше бензонасоса, прямо сквозь металл крышки. ЧТОЗА???
Чтобы добраться до крышки, необходимо снятие силового агрегата, а значит с практически полная разборка машины...
После снятия и внимательного осмотра крышки все стало понятно - это трещина. Тонкая и совершенно незаметная снаружи, однако под нагрузкой от переднего конца балансирного вала она пульсировала, и как насос гнала масло наружу.
Казалось бы, крышка толстенная - а под нагрузкой трещина вполне так раскрывается.
Видно также, что трещина не просто так, а именно в том месте где это ребро ослаблено дефектом литья. Хм, а я считал что эта крышка не нагружена до усталости... На место треснувшей крышки была установлена крышка нового образца, у коей эти ребра отлиты без дефектов.
В поиске первой баги было решено идти по трансмиссии назад к редуктору, и для этого был снят и разобран приводной вал. Ну да, вещь на века, про неисправности и слышать не доводилось - но мало ли...
При разборке сразу бросилось в глаза что вал стремится занять определенное положение, а не висит безразлично в любом куда повернешь, как оно вроде должно быть. Неужто оно? Вынимаю, и точно - вал-то оказывается свернут!
Вот вам и "вещь на века"! И похоже я догадываюсь когда его свернуло... А ведь до сих пор стоит самый что ни на есть родной мотор, что же было б с более мощным?
Ладно, причину нашли, остальное понятно. Фланцы вала шевелились, муфта на фланцах елозила, и постепенно за 2 года протерлась до такой степени что начала перекашиваться - что и послужило источником вибрации. Значит под замену также оба фланца и муфта - износ виден невооруженным глазом, а пара ощутимо люфтит.
На будущее надо бы подумать о переделке приводного вала на трубчатую конструкцию, как сделаны карданы других машин. Помимо повышения допустимого момента это также избавит от его крутильной упругости, приводящей к "подпрыгиванию" задней подвески при движении в гору.
Осталось разобраться с топливной системой. Раз уже все шланги заменил и насос проверил, то осталось просто промоделировать работу мотора при нормальных оборотах - попытаться покачать бензин подольше и побыстрее.
Ну и конечно же ситуация повторилась - некоторое количество бензина из отстойника поступило быстро, а затем поток упал до уровня пары капель в секунду, вот мотор и глох от недостатка топлива! А засор искать гораздо проще чем подсос воздуха, так что вскоре поиски привели к самому бензобаку. Ну, думаю, фильтр забился. Достаю топливозаборник и пытаюсь промыть под давлением противотоком водой из шприца - а вода-то и не течет! Вообще не течет... Снимаю фильтр, а там...
Пытаюсь прочистить тросиком - куда там, забито все наглухо. Не удивительно что бензин не тек :) Кое-как удалось прочистить, сначала просверлив засор длинным тонким сверлом, а затем тросиком. Сколько же там было ржавчины!
Вот чем думали конструкторы? Штатная пробка бака с вентиляцией и ниже ватерлинии, то есть вода в баке есть всегда, есть (был) даже могучий фильтр-отстойник на пути ее с люком для слива, а вот трубка топливозаборника не медная а стальная...
Лирическое отступление. В свое время, когда я только планировал некоторые переделки, меня постоянно спрашивали, дескать зачем переделывать, на заводе же не дураки разрабатывали, ты мол что, умнее конструкторов? Ну вот и ответ: во первых таки да, а во-вторых надо мной нет всяческих экономистов и прочих эффективных менеджеров, которые не разбираясь в вопросе диктуют конструкторам условия. При совке это было "сэкономить 5 копеек с единицы, отчитаться и получить премию", сейчас "сэкономить 5 рублей с единицы, умножить на объем выпуска и эту сумму попилить на премии". Этот сон разума и рождает монстров вроде хреновой стали на полуосях, стальных (а ныне уже и пластиковых!) топливных и тормозных трубок, и дешевого в отливке, зато чудовищно неэффективного впускного коллектора. А ведь был еще популярен такой ужас как "рацепредложения", когда с подачи полуграмотного работяги ради копеечной экономии нарушался весь проработанный техпроцесс...
Когда знаешь как выглядит враг, с ним легче бороться, а вот на поиск "а что за нафиг тут происходит?" ушло почти 2 месяца по выходным плюс неделя безвылазно в гараже. Осталось самое приятное - сборка починенной машины. При сборке была также заменена текстолитовая шестерня на алюминиевую, и оценено состояние всех деталей. Хорошее масло свое дело делает - все трущиеся детали как новые. А вот маслосъемные колпачки москвичевского образца, что стоят в моторе, похоже опять задубели и сломались. Ну да ладно, это все меняется уже сверху, без снятия силового агрегата и сопутствующей полной разборки. Попробовать их тоже самому сделать, что ли... А то уже и прокладки крышек головок и крышки коробки самодельные - силиконовые армированные, родные совсем окаменели и сломались.
Также в этот раз оценил состояние иридиевых свечей, кои были куплены и поставлены еще пару лет назад. Свечи - китайские неизвестной марки и очень дешевые, к тому же с калильным числом в районе 19 вместо родного 23, так что были некие опасения насчет их работы, отчего при борьбе с "не хочет далеко ехать" они то ставились то снимались, в результате в одной головке оказалось 2 разные свечи. Так вот, по их состоянию напрашивается вывод, что свечи эти мотору подходят идеально: родная свеча черная, а иридиевая совершенно правильного вида:
PS. После завершения сборки обнаружилось, что невозможно выключить полный привод - поддомкраченное колесо не крутится ни в одном положении. Быстро скидываю с коробки крышку с рычагами дабы посмотреть что и как - там все ОК, муфта ползает как надо. Вот только я во-первых при сборке выбрал самые "мясистые" детали, а во-вторых собираю на герметике без прокладок, вот валик привода заднего моста и уперся в ведущий фланец. Однако усилие прижима небольшое - момент проворота подшипника сильно не увеличился, так что буду считать что притрется
PPS. После первой тестовой поездки колесо уже можно с усилием провернуть, так что притрется даже быстрее чем ожидалось.
Отзыв: 1 0
Забыл вовремя каммент оставить. К сезону 2018 года воткнутые друг в друга железки полностью притерлись и коробка 2 года не беспокоила.
Отзыв: 0 0
Здравствуйте, Дмитрий!
Вот думал про приводной вал, интересно, если бы задний редуктор был отключаемым полностью, как на УАЗе, узел был бы вечным?
Отзыв: 1 0
С чего бы? Повреждение ж получено не на асфальте "забыли", а именно тогда когда ПП был включен сознательно.
ЗЫ. Если смотреть камменты знакомых УАЗоводов, то "уазу там вообще без шансов"
Отзыв: 0 0
Ну да, перечитал первоисточник. Меня просто снесло на то, что муфты были изношены. Просто если бы отключалось, ничего бы лишнего не крутилось, меньше износа.
Отзыв: 0 0
Скрученный вал - это первичная неисправность. Износ муфт биением вала - вторичная. Отключение убирает вторичную, позволив чуть подольше ездить с гнутым валом - но непринципиально, ибо иногда таки ПП нужен и износ все равно будет.
А вот устранение первичной неисправности исключает износ полностью. Так не выгоднее ли ресурсы (кои всегда ограничены) тратить на усиление вала?
Отзыв: 0 0
Да-да. Полностью согласен.