Skip to content
 

Прикидочный расчет угла опрокидывания

Попытка грубо оценить угол опрокидывания транспортера, исходя из высоты ЦТ, а ее посчитать из веса деталей.

Итак. От дорожного просвета до пола - 190мм, в этом просвете или ниже размещаются

Рама - 55кг (все веса - из каталога)
Кпп - 44.8кг
приводной вал - 13кг
РЗМ - 18.8кг
полуоси - 4шт по 2.4кг
Подвеска передняя - 98кг
Подвеска задняя - 82кг
Пол - 13.6кг
часть понтона - в каталоге нет, но по площади вдвое больше пола,  считаем 25кг
топливный бак - 6...40кг
Насосы водослива - 3 по 1.6 кг (сам взвешивал)
рулевой редуктор - 6.2кг
колеса - 4шт по 20кг

Складывая, получаем общий вес 480кг (при наличии 15л бензина в баке), то есть больше половины от  "полусухой" массы 830кг. Для простоты считаем эту массу сосредоточенной посередине между полом и дорожным просветом (колеса ниже, и компенсируют то что рама выше) - на высоте 400мм (просвет 300мм  плюс половина толщины = 95мм)

Также для простоты считаем остальную массу сосредоточенной на высоте борта -  800мм, так как хоть капот, лобовое стекло, крыша выше, но понтон, мотор, трапы и шмурдяк ниже, и в целом реальное положение будет ниже чем это допущение.

На картинке выше угол опрокидывания это угол a, и равен он 90-arctg(h/(w/2)), где w - колесная база а h - высота ЦТ.

Итак, имеем 480кг на высоте 400мм и 350кг на высоте 800мм, из чего получаем высоту ЦТ примерно равную 570мм, или угол опрокидывания при колее 1370мм  (штатной)- 50.2 градуса.  Расширение колеи за счет установки колес 15" составило 60мм, соответственно угол - 51.4 градуса.

Так как все допущения делались в худшую сторону, то в реальности угол опрокидывания будет гарантированно больше полученной цифры.

 

Похожих записей не найдено.

14 комментариев

  1. Михаил (Москва) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Желательно  бы  ещё  предельные  углы  спуска-подъёма  посчитать. На  последних  соревах  штурман  сидел  сзади  на  запаске, но  зад  на  спуске  всё  равно  временами  начинал  ползти  в  сторону..."очковато" так  чувствуешь  себя, когда  понимаешь, что  сзади  колёса  уже  отрываются  от  Земли, а  впереди  ещё  метров  30  такого  уклона.

    Ответить на комментарий
    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Предельный угол подъема/спуска определяется уже не геометрией, а исключительно сцепными свойствами резины - при 45 градусах К трения должно быть более единицы. Что на реальном грунте недостижимо.

      Ответить на комментарий
      • Михаил (Москва) пишет:

        Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 1

        Да  уж...оказалось  достижимо  и  при  том  легко... =) Грунт  был  природная  грунтовка  с  мелкими  камнями, давление  было  перед  0,6  зад  0,5. Спускался  очень  медленно  на  ПП  очень  сильно  притормаживая. А  коэффициента  трения  достаточно  0,707 (чтобы  удерживать  на  45град  спуске-подъёме)

        Ответить на комментарий
        • admin admin пишет:

          Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

          Откуда 0.7-то? Условие баланса на наклонной плоскости - тангенс угла равен Ктрения, а тангенс 45градусов это как раз 1. Ктрения резины по асфальту и похожим каменистым грунтам бывает более 1, да - но это скорее везение чем нормальная практика. Конечно, момента мотора на понижайке хватает для заезда в такую гору, усилия торможения барабанными тормозами плюс понижайка тоже, но мне хватило одного такого спуска/подъема, уж лучше в объезд :)

          Ответить на комментарий
          • Михаил (Москва) пишет:

            Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

            Хммм...действительно  равновесие  есть  тангенс  угла  наклона. Но  На  прошлых  соревах  Нива  как  раз  кувыркнулась  не  на бок, а  назад (не  дошёл  чутка  до  точки, начал  катиться  назад  притормозил  дальше  кувырком). А  на  этих  горки  были  очень  похожи  на  те, что  на  снимке...Объехать  конечно  лучше,но  на  этих  горах  точки, которые  желательно(надо) взять.

            Ответить на комментарий
            • admin admin пишет:

              Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

              "притормозил" - это уже динамика. У некоторых ЛУАЗ с жигомотором при резком торможении клюет носом так, что встает на бампер - и это на ровном месте. В статике же у любой машины предельные крены перед/зад намного больше поперечных - высота ЦТ все та же, а база обычно больше чем колея, и даже у ЛУАЗа: 1800 против 1340.

              "взять точки" - это не ко мне, я идеологический противник подобного времяпровождения. Исконно ТАМ соревнования придуманы для увеличения продаж тюнинг-комплектов, резины и прочего ненужного железа, а наши потом собезьянничали :)

              Ответить на комментарий
              • Михаил (Екатеринбург) пишет:

                Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

                Нуу...если  смотреть  в  корень, то  действительно  пожалуй  началось, как  мероприятие  для  увеличения  продаж. С  другой  стороны, после  соревнований  любые  покатухи  до  "места, где  красиво  и  чисто" кажутся  прогулкой  по дорожке  в  ЦПК и О  и  навыки  вождения  приходят  очень  быстро, именно  для  машины  на  которой  ездишь.Да  и  много ли  продашь  на  ЛуАЗ, это же  раритет  и  все  решения  только  смекалкой, чтоб  не  дорого  и  сердито ! =) А  теория  и  правда  интересная...про  тангенс  получается (не  знаю, как  и  ездили  в  таком  случае  раз  коэффициент  сцепления  требуется  больше  единицы)  ?=/

                Ответить на комментарий
                • admin admin пишет:

                  Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

                  Практика, которая, как известно - критерий истины, позволяет мне усомниться в тезисе "прогулки по дорожке в парке". Ну вот не встречаются мне соревноманы в тех местах! Хотя может быть просто потому, что не до того им - пытаются успеть починить вдребезги раздолбанную машину к следующим соревам :) Да и вообще, как куда-то ехать на констрАкции, которую и на соревы-то везут автовозом?! Да и опыт совместной покатушки с соревновательными машинами у меня как бы есть, что безмерно доставляет - особенно в сравнении с недавним соло :)

                  "много ли продашь на ЛУАЗ" - дык потому-то во всех приличных соревнованиях и ограничивают МИНИМАЛЬНУЮ массу автомобиля, чтобы всякая мелочь под колесами не путалась! А допущенные лендкруизеры, ниссаны и примкнувшие к ним уазы вполне так колондайк для продаванов. Местечковые же при таких ограничениях не наберут кворума, вот и вынуждены мириться со всякими смешными тележками :)

                  Движение при таких углах осуществляется за счет камушков и прочих выступов, за которые массово цепляется протектор. Понятие коэффициента трения хорошо подходит для гладких поверхностей, а неровные ведут себя малость иначе, предельный переход - пара шестерен, Ктрения между которыми бесконечно.

                  Ответить на комментарий
                  • Михаил (Екатеринбург) пишет:

                    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

                    Ну  как  местечковые...были  и  ваши  из  Уфы  и  Башкирии, были  и  наши  из  Екатеринбурга  и  области, больше  всех  было  Челябинских...под  Карабашем  были  соревнования  Азимут 2013...,но  рекламы  обязательной  орги  заставили  клеить  нормально так. Был  и  ещё  один  ЛуАЗ  из  нашей  области (но  его  привезли  автовозом...8-е, 9-е  места  за  ЛуАЗами  там  остались  в  стандарте  из  22 в  группе).

                    Ответить на комментарий
                    • admin admin пишет:

                      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

                      Ну именно местечковые - уральские. Достаточно сравнить с какими-либо федеральными, например типО Ладоги. Да и 8 место из 22-х по моим меркам - позорище неимоверное и обсуждению недостойное, аль я пропустил че? Достойно упоминание выхода в верхние 10% ИМХО, в данном случае - это два верхних места. А остальным остается точить зубья и строить планы мести :)

  2. Михаил (Екатеринбург) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    На  последних  соревах  была  точка  "скала"  и  чтот  "очковато" было  на  неё  заезжать (хотя  креномер  максимум  показывал 26град  крен). Вот  думаю, может  "джеком"  машину  попереворачивать...почувствовать  точку  потери  равновесия, засеч  показания  креномера...(а  то  одна  Нива  кувыркнулась....ну  и  метров  40  по  склону  катилась, где то  в  лесу  остановилась, на  деревьях)понятно...крыша, бока  и  капот  в  хлам.

    Ответить на комментарий
    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Да уж, не приведи Господь так кувыркнуться... Правда у Нивы мотор высоковато задран, поэтому у нее опрокидывание спереди развивается раньше чем сзади, и камешек, невовремя попавший под переднее колесо, может перевернуть на "нестрашных" склонах.

      Джеком, или несколько мужиков пригласить - только не забыть колес навалить в зоне приземления, на всякий.

      Ответить на комментарий
  3. Владислав (UA) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Дмитрий, а не планируется ли натурный эксперимент (с подстраховкой)? Ведь дело довольно сурьёзное, и какая неучтённая деталь или ошибка теоретического заключения могут дорогого стоить.
     

    Ответить на комментарий
    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Какого уровня планирование интересует? "неплохо бы померять на практике" - да, мысЕль есть. "Брошу все и побегу мерять" - ну ни разу не, актуальность ниже плинтуса. Ибо точно знаю что в статике угол естественного осыпания грунта еще не приводит к перевороту, а в динамике меряй-не меряй а всего не учтешь. Для себя просто поставил креномер - чтобы не напрягаясь ездить при углах не более 30градусов, и быстрее молиться при бОльших :)

      Ответить на комментарий

Написать отзыв