Skip to content
 

Разработан и изготовлен подшипниковый маятник ЛУАЗ на замену родному

Подшипниковый маятник

Не секрет что на ЛУАЗах самая сложная рулевая среди всех серийных машин - 2 маятника, 8 шарниров, 4 тяги... При этом левый маятник нагружен всем усилием рулевой трапеции, в отличие от правого,  ненагруженого.

И если с шарнирами при правильной сборке проблем нет, то маятники являются причиной постоянных проблем: находятся в самом грязном месте, не имеют нормального уплотнения, регулируются подбором стальных подкладок (то есть опять же - не герметично).  В результате ось ржавеет, ржа шаржируется в бронзовые втулки и начинает интенсивно изнашивать ось. Все это является причиной быстро прогрессирующего люфта маятников и соответственно всего рулевого.

Чтобы одним выстрелом убить все стадо зайцев, был разработан и изготовлен новый маятник. Герметичный, наполняемый маслом, и к тому же полностью на подшпниках. Причем игольчатые, воспринимающие основную нагрузку, имеют тот же размер что и в маятнике у грузовой Газели - то есть с достаточным запасом.

Также можно почитать:

  1. Переделка маслосистемы (6.7)
  2. Вовремя регулируйте клапана! (5.9)
  3. Новые магнитные пробки в действии. (4.3)

45 комментариев

  1. Игорь (Владикавказ) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    подскажите пожалуйста ссылку где можно скачать чертеж маятникового рычага на подшипниках о котром идет речь
     

  2. Александр (Москва) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Здравствуйте,уважаемый Админ.Наконец то подошел к этапу сборки кузова ТПК и навески агрегатов(все лето варир ,шпаклевал и красил).Сборку хочу начать с подвески,всвязи с этим появилась мысль опустить вниз балки через проставки на 50мм.Однако возникают сомнения следующего рода:
    1)Будут ли тереть полуоси об окна понтона?
    2)Не критичен ли будет угол работы шруза в коробке?
    3)Если опускать двигатель с коробкой и задний диф. на 50мм не будут ли эти агрегаты упираться в самое дно понтона ?(изготовил усилитель понтона по вашему примеру)
    4)Возможно ли установить колеса 235/75К15 переварив рычаги по примеру Луазикуса и доработав понтон по Вашему пути?
    P.S.Огромное спасибо за сайт,за Ваши советы и открытость.Изучаю его с 2012 года и вот только дело дошло до конкретики по сборке своего ТПК,надеюсь его все же собрать с учетом современных дороботок и эксплуатировать .
     

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      1) и без этого шаркает. так что после опускания балок просто пересечется.
      2) точно не знаю, скорее всего не будет
      3) зазор до дна 5мм, как их опускать на 50мм я не представляю
      4) возможно, но переваривать придется не только перед арки, а ВСЮ арку - удлиннение рычага сдвинет колесо вперед, в том числе полуось и рулевую тягу, а они проходят сквозь окна.

      Так что для подобных переделок придется все резать и варить, а потом заново шпаклевать и красить.

      PS. я только не понял, какое отношение вопросы имеют к подшипниковому маятнику? Для подобных вопросов не по теме давно поднят форум, и если изучаете с 12 года то вроде бы должны быть в курсе.

  3. Сергей Ростов (Краснодар) пишет:

    Отзыв: Thumb up 1 Thumb down 1

    Подскажите пожалуйста кто в России может изготовить  Комплектик по Вашим чертежам из правильных сортов стали и без лишних доработок? На Луазбуке предлагают но насколько они пригодны для ТПК?

  4. Стас (Нижний Новгород) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    уважаемый админ! Прошу вашего совета; приобрел тпк по случаю в хорошем состоянии,поменял всю резину ,заказывал через одного энтузиаста на рынке з/ч. Все родное.Плавал на озере в прошлом году,успешно. Почитал на сайте все статьи, из которых понятны 20% и мне стало мучительно тоскливо от моего скудоумия,не пойму ,все эти дороботки ,это от желания улучшить или же это необходимость,для эксплуатации в сложных условиях. Если это так,то посоветуйте с чего начать? 

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      это от желания улучшить или же это необходимость

      Вопрос прям-таки философский, так сразу не ответить. К тому же у каждой переделки была своя причина, так что общего ответа дать и не получится.
      А вот побудительных мотивов было несколько.

      Во-первых, цели и задачи. При проектировании ТПК не ставили достижения какого-либо ресурса: среднее время жизни тыловой техники в условиях военных действий - считаные дни. А для покатушек, тем более в пампасы, в дороге ломаться ничего не должно.

      Во-вторых, годы разработки. С тех пор многое изменилось - так почему бы при плановой замене не пойти чуть дальше и не поставить что-либо более современное? Особенно если это сулит некие плюсы.

      Ну и в третьих, мое стремление к совершенству и отношение к технике "эй ты, а ну быстро!" :) Если я вижу, что это можно сделать лучше, и могу сделать это лучше - то почему бы не сделать? А от бесконечной цепи переделок ради самих переделок меня спасает исключительно лень - проблема должна достать меня, прежде чем я начну ее решать.

      Теперь про "с чего начать". Если машина устраивает - то не надо мешать ей ездить. Вот когда некие ее свойства перестанут устраивать - вот с их улучшения и начать.

  5. Вадим (UA) пишет:

    Отзыв: Thumb up 3 Thumb down 0

    Здравствуйте!
    Для людей которые хотят пребрести для себя такие маятники
    я могу заказать на заводе ещё.
    Стоимость двух штук (с подшипниками и сальниками) 250$  
    Ось - сталь 12хн3а
    Кому интересно могу выслать фотки.
    Я нахожусь в Киеве
    vadim_sin@ukr.net 0504449502 Вадим

  6. Вадим (UA) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Снова сдрасте))
    Вот купил все подшипники и собрал маятник. Сталкнулся с таким вопросом- размер под упорные подшипники в корпусе и в крышке  на чертежах 36 мм. а размер подшипника 15/35/8. Зачем это сделано?
     

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Для того чтобы подшипники могли работать исключительно как упорные, не нагружаясь радиальной нагрузкой. Корпус рассчитан в том числе на кустарное изготовление, при котором посадка под игольчатые подшипники будет разворачиваться, а не растачиваться. Соосность отверстия под ось и расточки под упорный подшипник в этом случае маловероятна, а значит шариковые подшипники окажутся перекошены - с высыпающимися последствиями.
      Да и вообще, два игрушечных шариковых по сравнению с могучими игольчатыми - зачем там радиальная нагрузка?

      • Вадим (UA) пишет:

        Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

        понятно)
        ну я недолго думая посадил подшипники на латунные вкладыши ... 
        Как Вы думаете в последствии при заводском исполненинии можно сделать диаметр 35?

        • admin admin пишет:

          Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

          Ну и зря.  Дело конечно хозяйское, но всеже - на... эээ... зачем? Какую цель преследуем?

          • Вадим (UA) пишет:

            Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

            Особой цели не преследуем.. просто первый раз столкнулся с тем что подшипник болтается на своём месте. Подумал что ошибка в размерах ну и поставил его на вкладыши.  Потом перепроверил по чертежам и решил переспросить)) Кстати показал конструкцию знакомому он сказал (на его взгляд) что лучше поставись вместо 2-х радиально-упорных один конический (как на ступицах) тогда понятно для чего гайка на валу (чтоб при выработки поджимать).
            Думаю чо Вы об этом думали - но пришли именно к этой конструкции. Всё равно по мне зазор великоват...
            Вам огромное СПАСИБО за разработку, описание и помощь!!!!

            • admin admin пишет:

              Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

              >Первый раз столкнулся с тем что подшипник болтается

              Он не болтается, а поджимается регулировочной гайкой.

              >он сказал (на его взгляд) что лучше поставись вместо 2-х радиально-упорных один конический

              Ну-ну.  А в другую сторону кто ось держать будет? ;)

              >зазор великоват

              Зазор должен быть! Сколько - не суть важно, главное чтобы при ходе оси в пределах люфта игольчатого подшипника радиальная нагрузка не прикладывалась к шариковым, даже с учетом износа.

              Ну и безусловно, любые изменения конструкции автоматически очищают мою совесть от ответственности за результаты.

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Кстати, один тонкий момент. Резьба под крепежные болты иного номинала, чем на оригинальном маятнике - шаг 1,25 вместо 1,5, так что не стОит и пытаться закрутить старые болты.

  7. Вадим (UA) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Спасибо!
    Вообщем после сбора - обработать напильником )))

  8. Вадим (UA) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Здравствуйте!
    Продолжаю изготавливать на заводе маятник по Вашим чертежам.
    Есть ещё вопросик. На чертеже корпуса не указан размер под сальник
    нужен диаметр посадки сальника и высота т.е. размеры сальника (внешний диаметр и высота)

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Первоначально предполагалось использование сальника с тем же наружным диаметром, что и у подшипника - 32мм. И я такие даже нашел :) Однако у многих возникли проблемы с поиском, и поэтому в некоторые версии чертежей была добавлена проточка (места под нее достаточно). Поэтому наверное стоит сначала найти подходящие сальники, и уже под них указать размеры проточки. Ну и соответственно увеличить диаметр верхнего пояска (тот что 36мм).

      • Вадим (UA) пишет:

        Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

        Спасибо так и сделаю))
        Ещё вопросик - что за окружность синим цветом на чертеже корпуса7

        • admin admin пишет:

          Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

          Хм. Для чертежа на 4-х листах это хороший вопрос :) Честно говоря, там очень, очень много окружностей - какая именно интересует?

          • Вадим (UA) пишет:

            Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

            Чертёж на листе body слева синяя окружность радиусом 45

            • admin admin пишет:

              Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

              Ааа, теперь понял. Это - радиус "впуклости" под ось подвески у штатного маятника.
              Дело в том, что образмеривались маятники по имевшейся на руках оси, а впоследствие оказалось что оси бывают разных диаметров, да еще и точность приварки площадки к оси совсем никакая. Так что порой приходится подгонять корпус болгаркой, ибо НЕ ЛЕЗЕТ.
              Вот и была начата некая переделка чертежей, пока не еще законченая.По уму надо увеличить "впуклость" с R34 до R36..R38 с сохранением глубины, уменьшив при этом глубину расточки под крышку до устранения вскрытия полости.

  9. Вадим (Киев) (UA) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Добрый день!

    Отдал Ваши чертежи токорям, у них возник вопросс "какая марка стали корпуса и вала?"))\

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Вал - легированная низкоуглеродистая сталь типа 12ХГНР, 12ХН3А или аналогичные, с обязательной нитроцементацией подшипниковых шеек.
      Корпус и остальные детали - почти любая сталь, начина от Ст20 и лучше. 40х после нормализации - идеально.

      • Андрей (Москва) пишет:

        Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

        По своему личному опыту могу сказать что сталь 18хгт более предпочтительна, т.к. не остается хрупкой после цементации ,сохраняя внутреннюю вязкость.

        • admin admin пишет:

          Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

          (крайне удивленно) более предпочтительна чем ЧТО? Предложеная на первом месте 12хгнр - это сталь, используемая в том числе для высоконагруженых шестерен КПП, и как-то не замечалось у нее хрупкости. Допустима - да, согласен. А вообще-то очень рекомендую посмотреть марочник 12хн3а 18хгт 20хгнр (12хгнр там нет, но влияние углерода можно оценить)
          И не забываем, что родные оси сделаны из обычной 40Х с закалкой ТВЧ, так что практически любая приличная сталь будет лучше.

  10. Андрей (Москва) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Ещё вопрос а конус на оси только под 969 ? под маятниковые рычаги 1302 следует сделать конус больше?

    • Андрей (Москва) пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Ещё вам вопрос как профессионалу. Заготовку под корпус какого сечения лучше взять. если квадрат то ? если круг то ?

      • admin admin пишет:

        Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

        Вот тут я вряд ли чем помогу - заказывал на заводе, и уж из чего сделали там - не в курсе.
        Ежели из общих соображений, то у корпуса важна лишь привалочная поверхность к кронштейну, остальное вполне может быть необработаным - так что квадрата достаточно 60*60 (надо только сместить ось относительно оси квадрата), а круг соответственно Ф80

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Соверщенно верно. Чертежи под 1302 делались, но изменения там небольшие - конус побольше да расточка под сальник в корпусе.

  11. Андрей (Москва) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Подскажите пожалуйста от чего используется сальник (какого размера)?

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Сальник подошел какой-то волговский, брал по внешнему размеру. Внутренний оказался чуть меньше чем надо, но узел низкоскоростной, сойдет.
      Если железки еще не изготовлены, то лучше сначала подобрать подходящий сальник, а затем изготовить посадку в корпусе под него - запас там есть.

  12. Андрей (Москва) пишет:

    Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

    Здравствуйте.Какие конкретно подшипники используются в подшипниковом маятнике вашей конструкции ?

    • admin admin пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Пара игольчатых 942/25 и пара радиально-упорных 6015

    • Андрей (Москва) пишет:

      Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

      Спасибо. оба 942/25 или один 941/25 а второй 942/25 ? ... Ещё пара вопросов - что это за прижимная шайба на нижней крышке маятника(в чертежах её нету) откуда её взять(от чего)?

      • admin admin пишет:

        Отзыв: Thumb up 0 Thumb down 0

        Нет, два одинаковых - ширины шейки оси хватает. А в роли распорной втулки между подшипниками может выступать "шкурка" от 941/25, ибо у нас при изготовлении за простую втулку попросили вдвое больше стоимости оного подшипника.

        На крышке не шайба, а контрагайка, используется готовая от рулевого редуктора. Обычно их в избытке, поэтому она и не вошла в чертеж.

        И еще дополнение - между внутренними кольцами радиально-упорных подшипников устанавливается шайба толщиной 0,2...0,5мм, например из клапанных узлов амортизаторов. Фиксирующую гайку оси обязательно ставить на жесткий резьбовой фиксатор типа Локтайт.

Написать отзыв