Попытка грубо оценить угол опрокидывания транспортера, исходя из высоты ЦТ, а ее посчитать из веса деталей.
Итак. От дорожного просвета до пола - 190мм, в этом просвете или ниже размещаются
Рама - 55кг (все веса - из каталога)
Кпп - 44.8кг
приводной вал - 13кг
РЗМ - 18.8кг
полуоси - 4шт по 2.4кг
Подвеска передняя - 98кг
Подвеска задняя - 82кг
Пол - 13.6кг
часть понтона - в каталоге нет, но по площади вдвое больше пола, считаем 25кг
топливный бак - 6...40кг
Насосы водослива - 3 по 1.6 кг (сам взвешивал)
рулевой редуктор - 6.2кг
колеса - 4шт по 20кг
Складывая, получаем общий вес 480кг (при наличии 15л бензина в баке), то есть больше половины от "полусухой" массы 830кг. Для простоты считаем эту массу сосредоточенной посередине между полом и дорожным просветом (колеса ниже, и компенсируют то что рама выше) - на высоте 400мм (просвет 300мм плюс половина толщины = 95мм)
Также для простоты считаем остальную массу сосредоточенной на высоте борта - 800мм, так как хоть капот, лобовое стекло, крыша выше, но понтон, мотор, трапы и шмурдяк ниже, и в целом реальное положение будет ниже чем это допущение.
На картинке выше угол опрокидывания это угол a, и равен он 90-arctg(h/(w/2)), где w - колесная база а h - высота ЦТ.
Итак, имеем 480кг на высоте 400мм и 350кг на высоте 800мм, из чего получаем высоту ЦТ примерно равную 570мм, или угол опрокидывания при колее 1370мм (штатной)- 50.2 градуса. Расширение колеи за счет установки колес 15" составило 60мм, соответственно угол - 51.4 градуса.
Так как все допущения делались в худшую сторону, то в реальности угол опрокидывания будет гарантированно больше полученной цифры.
Нравится или нет: 0
Желательно бы ещё предельные углы спуска-подъёма посчитать. На последних соревах штурман сидел сзади на запаске, но зад на спуске всё равно временами начинал ползти в сторону..."очковато" так чувствуешь себя, когда понимаешь, что сзади колёса уже отрываются от Земли, а впереди ещё метров 30 такого уклона.
Нравится или нет: 0
Предельный угол подъема/спуска определяется уже не геометрией, а исключительно сцепными свойствами резины - при 45 градусах К трения должно быть более единицы. Что на реальном грунте недостижимо.
Нравится или нет: 0
Да уж...оказалось достижимо и при том легко... =) Грунт был природная грунтовка с мелкими камнями, давление было перед 0,6 зад 0,5. Спускался очень медленно на ПП очень сильно притормаживая. А коэффициента трения достаточно 0,707 (чтобы удерживать на 45град спуске-подъёме)
Нравится или нет: 0
Откуда 0.7-то? Условие баланса на наклонной плоскости - тангенс угла равен Ктрения, а тангенс 45градусов это как раз 1. Ктрения резины по асфальту и похожим каменистым грунтам бывает более 1, да - но это скорее везение чем нормальная практика. Конечно, момента мотора на понижайке хватает для заезда в такую гору, усилия торможения барабанными тормозами плюс понижайка тоже, но мне хватило одного такого спуска/подъема, уж лучше в объезд
Нравится или нет: 0
Хммм...действительно равновесие есть тангенс угла наклона. Но На прошлых соревах Нива как раз кувыркнулась не на бок, а назад (не дошёл чутка до точки, начал катиться назад притормозил дальше кувырком). А на этих горки были очень похожи на те, что на снимке...Объехать конечно лучше,но на этих горах точки, которые желательно(надо) взять.
Нравится или нет: 0
"притормозил" - это уже динамика. У некоторых ЛУАЗ с жигомотором при резком торможении клюет носом так, что встает на бампер - и это на ровном месте. В статике же у любой машины предельные крены перед/зад намного больше поперечных - высота ЦТ все та же, а база обычно больше чем колея, и даже у ЛУАЗа: 1800 против 1340.
"взять точки" - это не ко мне, я идеологический противник подобного времяпровождения. Исконно ТАМ соревнования придуманы для увеличения продаж тюнинг-комплектов, резины и прочего ненужного железа, а наши потом собезьянничали
Нравится или нет: 0
Нуу...если смотреть в корень, то действительно пожалуй началось, как мероприятие для увеличения продаж. С другой стороны, после соревнований любые покатухи до "места, где красиво и чисто" кажутся прогулкой по дорожке в ЦПК и О и навыки вождения приходят очень быстро, именно для машины на которой ездишь.Да и много ли продашь на ЛуАЗ, это же раритет и все решения только смекалкой, чтоб не дорого и сердито ! =) А теория и правда интересная...про тангенс получается (не знаю, как и ездили в таком случае раз коэффициент сцепления требуется больше единицы) ?=/
Нравится или нет: 0
Практика, которая, как известно - критерий истины, позволяет мне усомниться в тезисе "прогулки по дорожке в парке". Ну вот не встречаются мне соревноманы в тех местах! Хотя может быть просто потому, что не до того им - пытаются успеть починить вдребезги раздолбанную машину к следующим соревам Да и вообще, как куда-то ехать на констрАкции, которую и на соревы-то везут автовозом?! Да и опыт совместной покатушки с соревновательными машинами у меня как бы есть, что безмерно доставляет - особенно в сравнении с недавним соло
"много ли продашь на ЛУАЗ" - дык потому-то во всех приличных соревнованиях и ограничивают МИНИМАЛЬНУЮ массу автомобиля, чтобы всякая мелочь под колесами не путалась! А допущенные лендкруизеры, ниссаны и примкнувшие к ним уазы вполне так колондайк для продаванов. Местечковые же при таких ограничениях не наберут кворума, вот и вынуждены мириться со всякими смешными тележками
Движение при таких углах осуществляется за счет камушков и прочих выступов, за которые массово цепляется протектор. Понятие коэффициента трения хорошо подходит для гладких поверхностей, а неровные ведут себя малость иначе, предельный переход - пара шестерен, Ктрения между которыми бесконечно.
Нравится или нет: 0
Ну как местечковые...были и ваши из Уфы и Башкирии, были и наши из Екатеринбурга и области, больше всех было Челябинских...под Карабашем были соревнования Азимут 2013...,но рекламы обязательной орги заставили клеить нормально так. Был и ещё один ЛуАЗ из нашей области (но его привезли автовозом...8-е, 9-е места за ЛуАЗами там остались в стандарте из 22 в группе).
Нравится или нет: 0
Ну именно местечковые - уральские. Достаточно сравнить с какими-либо федеральными, например типО Ладоги. Да и 8 место из 22-х по моим меркам - позорище неимоверное и обсуждению недостойное, аль я пропустил че? Достойно упоминание выхода в верхние 10% ИМХО, в данном случае - это два верхних места. А остальным остается точить зубья и строить планы мести
Нравится или нет: 0
На последних соревах была точка "скала" и чтот "очковато" было на неё заезжать (хотя креномер максимум показывал 26град крен). Вот думаю, может "джеком" машину попереворачивать...почувствовать точку потери равновесия, засеч показания креномера...(а то одна Нива кувыркнулась....ну и метров 40 по склону катилась, где то в лесу остановилась, на деревьях)понятно...крыша, бока и капот в хлам.
Нравится или нет: 0
Да уж, не приведи Господь так кувыркнуться... Правда у Нивы мотор высоковато задран, поэтому у нее опрокидывание спереди развивается раньше чем сзади, и камешек, невовремя попавший под переднее колесо, может перевернуть на "нестрашных" склонах.
Джеком, или несколько мужиков пригласить - только не забыть колес навалить в зоне приземления, на всякий.
Нравится или нет: 0
Дмитрий, а не планируется ли натурный эксперимент (с подстраховкой)? Ведь дело довольно сурьёзное, и какая неучтённая деталь или ошибка теоретического заключения могут дорогого стоить.
Нравится или нет: 0
Какого уровня планирование интересует? "неплохо бы померять на практике" - да, мысЕль есть. "Брошу все и побегу мерять" - ну ни разу не, актуальность ниже плинтуса. Ибо точно знаю что в статике угол естественного осыпания грунта еще не приводит к перевороту, а в динамике меряй-не меряй а всего не учтешь. Для себя просто поставил креномер - чтобы не напрягаясь ездить при углах не более 30градусов, и быстрее молиться при бОльших