Skip to content

ТТХ

ТПК - ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Автомобили - транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ 967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны.

(С) вики.

Отрывок про разработку ТПК из книги "Секретные автомобили Советской Армии"

История создания.

ТПК ЛУАЗ 967 Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса - 950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг. При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м. Особенность ЛуАЗ 967 - возможность движения по рекам и озёрам. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас плавучести. По воде ЛуАЗ 967 движется благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч. Место водителя в ЛуАЗ 967 размещено посередине, а справа и слева, с некоторым смещением назад - два утапливающихся в платформах сидения для пассажиров. В сложенном состоянии их спинки находятся в одной плоскости с платформой, освобождая место для груза или двух раненых на носилках. Когда нужна скрытность передвижения, водитель может управлять машиной полулёжа. Рулевая колонка при этом опускается, спинка сидения откидывается назад, а лобовое стекло на капот двигателя. Щиток приборов, смонтированный на растяжках ступицы руля, в любом случае остаётся в поле зрения водителя. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ 69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых, желательно способного к десантированию с самолётов. Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана. В 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ 049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска - независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. Расстояние между мостами (база) составляло 180 см. В конструкции были применены колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. В конструкции был применён двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД 65 мощностью 22 л.с. Но ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков: стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель слишком слабым. К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе одного из моторов ВМW был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 л.с. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. Окончательный вариант получил название ЛуАЗ 967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.

Тактико-Технические Характеристики

Марка автомобиля: ЛУАЗ
Модель автомобиля: 967
Поколение автомобиля: 967М
Тип кузова: Специальный, повышеной проходимости
Количество дверей: 0
Количество мест: 3 для сидения или 2 для сидения и 2 лежачих (на носилках), 7 в штабной модификации
Длина: 3735 мм
Ширина: 1712 мм
Высота: 1600 мм
Колесная база: 1800 мм
Колея передняя: 1340 мм
Колея задняя: 1335 мм
Дорожный просвет при полной нагрузке: 285 мм
Дорожный просвет при снаряженной массе: 300 мм
Объем двигателя: 1,197
Мощность: 37-42л.с
При оборотах: 4300
Крутящий момент: 7,2кгс/м
При оборотах: 3000
Система питания: карбюратор
Расположение цилиндров: V-образное
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 76мм
Ход поршня: 66мм
Степень сжатия: 7,2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Топливо: А72
Привод: Полный подключаемый
Кол-во передач (мех): 5
Передаточное отношение главной передачи 4,125
Тип передней подвески: торсионная
Тип задней подвески: торсионная
Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк
Максимальная скорость: 80 км/ч
Время разгона (0-100 км/ч): -
Время разгона (0-60 км/ч): 60с
Расход топлива в городе: 12 л/100км
Расход топлива на шоссе: 10 л/100км
Объем топливного бака: 34 л
Снаряженная масса автомобиля: 930 кг
Допустимая полная масса: 1350 кг
Распределение нагрузки по осям:
для полной массы, перед/зад 700кг/650кг
для снаряженной массы, перед/зад 580кг/350кг
допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов: 300кг
Запас хода по контрольному расходу 340км
Тормозной путь со скорости 75км/ч с полной массой 45м
Максимальный подъем, преодолеваемый без разгона 58%
Минимально устойчивая скорость 3км/ч
Скорость на плаву 4км/ч
Путь свободного качения (выбег) 280м
Размер шин: 175/80 R13
Размер дисков: 4.5J X 13

 

 

Лирическое отступление ((С) Terra_INC)

ЛуАЗ-это:

1) Первый отечественный серийный переднеприводный автомобиль (иногда об этом еще вспоминают).

2) Первый отечественный джип с несущим кузовом, созданным специально для него - а не переделаный из кузова базовой легковушки (А не "Нива", как многие полагают). Кто хочет поспорить - пусть для начала даст определение, чем лонжерон или поперечина рамы отличается от таковых деталей несущего кузова.

3) Первый отечественный (а может, и вообще) универсал повышенной вместимости - салон от "Лендровера" у автомобиля в габаритах какого-нибудь "Самурая" и при колесной базе всего в 1800 мм говорит об этом однозначно(и это - не "вагонник"!). Просто то, что потом стало принято стилизовать под однообъемник, стилизовали под обычный "классический" джип.

4) Первый отечественный джип, концепция которого позволяла получить высокоскоростную машину - но эту возможность угробили "запорожским" движком и негодными для скоростной езды колесами. В активе - передний привод, сравнительно жесткая независимая подвеска всех колес со сравнительно небольшой неподрессоренной массой, несмотря на колесные редукторы. Далее - очень низкий цнтр тяжести. При дорожном просвете 280 мм двигатель - ниже, чем на "Ниве", ровный пол салона - ниже, чем у многих "паркетных" внедорожников (размер от дорожного просвета до уровня пола - чуть более 200 мм - это до сих пор (!) абсолютный рекорд плотности компоновки шасси джипа). Плюс - большая жесткость кузова на кручение (даже в тентованном исполнении) - что было несложно обеспечить, так как между точками крепления к кузову передней и задней подвесок всего чуть более метра. По моему опыту, машине не хватало только двигателя от 70 л.с., хороших радиальных покрышек размерности где-то 205.70R14 (и чуть пошире колеи) и хотя бы исправных амортизаторов (лучше - газонаполненных) и передних дисковых тормозов, чтобы еще до "Нивы" получить классную машинку, за которой на "классике" зимой лучше не гоняться.

К тому же это САМЫЙ легкий серийный автомобиль с колесной формулой 4х4

От себя добавлю - все это говорилось про обычный гражданский ЛУАЗ. По сравнению с которым на ТПК

  • дорожный просвет больше на 15мм
  • посадка водителя ниже на 100мм, посадка пассажиров - на 190мм чем в гражданском. Говорите - это как раз толщина шасси и не на земле же сидит пассажир? Конечно не на земле - на сиденье, которое расположено чуть выше уровня пола салона. А ноги стоят как раз на днище понтона - таким образом высота размещения пассажира минимально возможная.
  • центральное расположение места водителя позволяет ехать с двумя лежачими местами - авто это в первую очередь военная санитарка.
  • рулевая колонка регулируется по высоте - и это в 68 году!
  • на уровне дорожного просвета расположено днище, закрывающее все узлы от повреждения об дорожные неровности. Также это дополнительно понижает центр тяжести.
  • в результате всего вышеперечисленного центр тяжести оказывается расположен так низко, что угол поперечного опрокидывания - около 60 градусов! (Высота ЦТ - 600мм, что при колее  1500мм дает угол 61,5градуса...)
  • в комплекте есть трапы, которые во-первых защищают борт от повреждений (можно проехать прижавшись к дереву - и ничего не случится, трап держит вес транспортера), а во-вторых очень помогают в прохождении непроходимых участков.
  • водительское сидение легкосьемное, после снятия образуется ровная площадка 2*1,5м - то есть отличное спальное место. С тентом получается этакая "палатка на колесах".

Вроде ничего не забыл...

И в завершение - выдержка из протокола официальных испытаний гражданской версии (понятное дело что испытания военной техники были засекречены)

Для оценки проходимости автомобиля ЗАЗ-969" (30 л.с.) " были проведены испытания по широкой программе. В качестве оценочных параметров выбирались как абсолютные значения некоторых величин, так и проводилось сравнение отдельных показателей с теми же показателями других автомобилей - ГАЗ-69, Штейер-Пух Хафлингер (Австрия), проходивших испытания одновременно с автомобилем ЗАЗ-969. Испытания, проведенные на размокшей, труднопроходимой полевой дороге с суглинистым и глинистым грунтами в период весенней распутицы показали, что автомобили ЗАЗ-969 и Штейер-Пух двигались уверенно, свободно маневрировали, переезжали через кюветы и придорожные канавы. Колеса автомобиля ГАЗ-69 при движении по такой дороге часто пробуксовывали и имели место случаи остановки автомобиля из-за вывешивания мостов на участках с колеей глубиной 350-400 мм, а также при переезде через кюветы и канавы под углом. Испытания на заснеженных участках проводились при двух состояниях снежного покрова. Результаты испытаний на участке с твердой поверхностной коркой приведены в табл:

автомобиль / преодолеваемая /непреодол.глубина снежного покрова / причина остановки

ЗАЗ-969№1 / 290-320 мм / 330 мм / вывешивание на трубах подвески

ЗАЗ-969№2 / 270-310 мм / 320 мм / - "" -

Штейер-Пух / 250-260 мм / 290 мм / вывешивание на щитах переднего моста и двигателя

ГАЗ-69 / 300-310 мм / 330 мм / вывешивание на мостах

Автомобили обычно останавливались из-за буксования или вывешивания колес. Автомобили ЗАЗ-969 и Штейер-Пух в большинстве случаев преодолевали пробуксовку колес при движении задним ходом; для автомобиля ГАЗ-69 часто требовалась посторонняя помощь или разрыхление уплотненного снега под картерами мостов. Испытания на участке, не имеющем твердого покрытия показали, что автомобиль ЗАЗ-969 останавливается при толщине снежного покрова 370 мм у передних колес и 320 мм у задних. При этом автомобиль мог свободно передвигаться по колее задним ходом. Движение автомобиля по снегу толщиной до 400 мм возможно путем "пробивания " колеи раскачкой вперед-назад. В ходе испытаний автомобилей в пустынях Кара-Кум и Кызыл-Кум было установлено, что автомобили ЗАЗ-969 имеют хорошую проходимость по пескам. Песчаные подъемы переменного профиля с максимальной крутизной до 18 град. преодолевались уверенно при движении на первой или понижающей передачах. Автомобиль Штейер-Пух отдельные барханы преодолеть не мог. Для прохождения наиболее трудных участков маршрута - с наносным сыпучим песком, образующим пороговые уступы, в шинах автомобилей ЗАЗ-969 устанавливалось пониженное до 0.8-0.9 кгс/см^2 давление воздуха. Результаты контрольных заездов на дистанции 100м по сыпучему песку вблизи Аральского моря  при температуре окружающего воздуха 21 град.С и влажности 55% :

Параметр / ЗАЗ-969 №1 / ЗАЗ-969 №2

Полный вес (кг) / 1280 / 1310

Давление воздуха в шинах (кгс/см^2) / 0.8 / 0.8

Глубина прорезания колеи (мм) / 285 / 286

Скорость движения (км/ч) / 4 / 3.9

Время преодоления участка (сек) / 88 / 90

Испытания на преодоление подъемов проводились в горных районах и средней полосе. Грунт на склонах гор плотный, сухой с включением мелкого ракушечника и редким травянистым покровом. Автомобиль ЗАЗ-969 преодолел склон с углом подъема 25 град.  Склон с углом подъема 26 град 30 мин.  автомобиль преодолеть не смог из-за буксования колес. Этот же автомобиль преодолел участок дороги с плотным укатанным грунтом с углом подъема до 29 град. и участок дороги с плотным сухим, поросшим травой грунтом с углом подъема до 30 град. При этом передний мост значительно разгружался, и замечалась некоторая потеря управляемости.

Результаты испытаний на преодоление кюветов, вертикальной стенки и железнодорожной насыпи:

Кювет (канава):

  • Ширина в мм: 2000
  • Глубина в мм: 450
  • Угол скоса боковой стенки, град: 43

Вертикальная стенка:

  • Высота в мм: 310

Железнодорожная насыпь:

  • Угол скоса насыпи в град:
  • Грунт с травяным покровом: 22
  • Грунт гравий: 18
  • Высота в мм: 310

Испытания на преодоление брода проводились в водоеме с переменной глубиной, имеющем ширину 21 метр и твердое каменистое дно. Скорость течения воды 0.3м/сек. Автомобиль ЗАЗ-969 с номинальной нагрузкой преодолел брод глубиной 0.45м. Брод глубиной 0.5 м автомобиль преодолеть не смог, так как вода, разбрызгиваемая шкивом коленчатого вала, попадала на приборы электрооборудования, и двигатель останавливался. Для преодоления бродов с большей глубиной автомобиль требует специальной подготовки, в частности установки герметичных приборов электрооборудования двигателя. Анализ результатов испытаний показал, что автомобиль ЗАЗ-969, имея сравнительно небольшой вес, значительный дорожный

просвет, независимую подвеску колес, блокировку дифференциала заднего моста и хорошую маневренность при небольших габаритных размерах и при малом давлении на грунт, обладает достаточно высокой проходимостью. Это было подтверждено Государственной комиссией, которая отметила, что автомобиль ЗАЗ-969 имеет проходимость, не уступающую проходимости автомобиля отечественного производства ГАЗ-69 и автомобиля зарубежного производства Штейер-Пух, а в ряде случаев (движение по заболоченной местности, мокрому лугу и сыпучему песку) имеет лучшую проходимость."

Данный отрывок представлен в подлинном виде из сборника статей "Расчет, конструирование и исследование автомобиля запорожец" М., "Машиностроение", 1970, 198с.

Как отмечено в тексте, испытания проводились на автомобиле ЗАЗ-969 с двигателем 30 л.с. на штатной узкой мелкой резине с жесткой боковиной и огромным давлением на грунт даже в спущеном состоянии. Мы сейчас катаемся на резине 205/70R15, минимальное рабочее давление - 0.3, клиренс на ней выше на 35мм - вобщем, разницу в проходимости можете представить самостоятельно.

Написать отзыв